КОНТАКТЫ

Адрес:
г. Москва,
Петровско-Разумовская аллея,
д. 10, кор. 1

Телефоны:
(495) 782-6-287, 612-46-71,
612-46-72
Электронная почта:
ogni-s@mail.ru

 


Приглашение на бал - маскарад
 
Слово «бал» пришло в русский язык из немецкого, и в переводе означает "мяч". В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая дама обязывалась устроить для деревенской молодежи угощение и танцы. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть «вечеринок с танцами». В России балы появились в XVIII веке, и ввел их в светскую жизнь Петр I , утвердивший своим указом «ассамблеи», которые и стали впоследствии называться балами.  Балы давались как по праздникам, по знаменательным поводам и без. Богатая знать проводила балы в своих огромных усадьбах,  во дворцах, в театрах, в котрых имелись специальные бальные или приемные залы. К балам готовились задолго до намеченной даты, украшали зал, рассылали приглашения, готовили явства, закупали в немеренном колличестве вино и шампанское, разучивали танцы. Вся тяжесть по приготовлению данного важного мероприятия ложилась на специально обученную прислугу и домашний персонал.
 
Бал имел свои правила и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Балы, как торжественные, общественные или светские мероприятия, сразу же стали очень популярны в России. «Во дни веселий и желаний я был от балов без ума», - читаем мы в воспоминаниях А.С.Пушкина. На балах царила особая атмосфера, в залах зажигались тысячи свечей, что являлось главным признаком большого праздника и достатка, ибо свечи были не дешевы. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках, душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространялся ароматный дымок от курильницы.
 
Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Кроме того, бал часто включал дополнительные развлечения: игру в азартные игры, концерт специально приглашенных артистов (певцов и музыкантов), живые картины и даже любительские спектакли. Бал всегда заканчивался ужином, на котором подавали редкие блюда: ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, необыкновенные блюда, дорогие вина со всего света и т.п.
 
На балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет. Первая встреча Пушкина и Натали Гончаровой состоялась зимой 1828 года именно на балу у знаменитого московского танцмейстера Йогеля, где поэт увидел шестнадцатилетнюю необычайно красивую девушку, Наташу Гончарову. Она только что начала выезжать в свет, но о ней уже вовсю говорили как об одной из первых московских красавиц.
 
Балы давались круглый год, но основной сезон начинался поздней осенью и продолжался до весны, исключая период больших постов. Часто, за один вечер, наиболее активным молодым людям приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых усилий, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было отдавать визиты и готовиться к грядущим увеселениям.
 
Балы и балы-маскарады разделялись по сословным, профессиональным и возрастным категориям или приурочивались к особым торжествам. Балы разделялись на придворные, общественные, частные, купеческие, свадебные, детские. Популярны в своё время были балы Дворянского собрания, балы художников, купцов, ремесленников и посольские балы, с участием иностранных послов.
 
Среди увеселительных общественных мероприятий выделялись также благотворительные балы и маскарады, на которые уже продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этих целей обустраивали небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки, без  фиксированных цен, а так, кто сколько даст. Все вырученные средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения и на иные благотворительные цели. Были, наконец, еще сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных резиденциях. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом, на лужайках или в огромных шатрах, поставленных среди деревьев парка.
 
Самыми «важными» среди балов являлись придворные мероприятия довольно чопорные и скучные. На них порой собиралась не одна тысяча гостей. Участие в придворных балах было почетно-обязательным для приглашенных. На таких балах, кроме членов царской семьи, присутствовали придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также гражданские чиновники, имевшие по "Табелю о рангах" четыре высших класса, генералы, губернаторы и предводители дворянства, дипломаты и знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка, в качестве партнеров по танцам.
 
Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала. Приглашенные, в течение двух дней отвечали письменно о своём согласии принять участие на мероприятии, или же выражали сожаление о невозможности посетить бал, ввиду  весьма веских причин или по болезни.
 
Дамы готовились к балу заблаговременно, делая модные прически, подолгу выбирая наряды, соответствующие мероприятию украшения, дорогие платья и бальные туфли. Использование косметики допускалось в умеренном количестве. Важной составляющей дамского наряда являлся также веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения.
 
Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, галстук. Фраки были разных цветов, лишь к середине XIX века утвердилась мода на чёрный цвет. Во времена правления Николая I на придворные балы гражданские служащие надевали мундир, полагающийся их должности. Военные являлись в соответствующем их полкам торжественном обмундировании, при медалях, и все в бальных башмаках, лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось, но некоторые нарушали это правило ради щегольства.
 
Еще одним всеобщим атрибутом бального костюма было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. У дам они часто были выше локтя, шёлковые или лайковые. Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные – замшевые перчатки. Перчатки никогда не снимались, даже если рвались – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару.
 
Замужняя дама приезжала на бал с мужем, а в его отсутствие - с подругой и ее мужем. Девицы появлялись на балу исключительно в сопровождении матери или бабушки, которые зорко следили за своей подопечной, и, как было в пушкинское время, представляли ее и подыскивали ей кавалеров. Никто не оставался на балу без внимания, пары для танцев находились для всех без исключения, этим занимались устроители бала. Полагалось, чтобы хозяин дома и его сыновья протанцевали как минимум по одному разу со всеми приглашёнными дамами.
 
Приезжающие гости должны были засвидетельствовать своё почтение в виде приветствия, прежде всего перед хозяевами. Согласно правилам, кавалер начинал приглашения на танцы с хозяйки дома или её родственницы, а уж потом наступала очередь танцевать со знакомыми дамами. Дама могла танцевать с любым кавалером – считалось, что сам факт его присутствия на балу является гарантией благонадёжности и даме нет надобности опасаться за свою репутацию. Кавалер, приглашающий на танец незнакомую ему даму, сначала должен был представиться ей через общих знакомых. Вставать в танец не зная фигур, в сильном алкогольном опьянении, вести себя с дамой фамильярно, слишком прижимать ее к себе во время танца, наступать на шлейфы платьев – все это было не допустимо и могло испортить репутацию танцору на всю оставшуюся жизнь.
 
На протяжении XIX века изменялось количество танцев, которые кавалер мог танцевать с одной дамой, более трёх танцев могли танцевать только жених и невеста. Если кавалер настаивал на большем, чем положено, количестве танцев – дама отказывала, не желая себя компрометировать.
 
Желая пригласить даму на танец, кавалер подходил к ней, кланялся и произносил учтивую фразу, наподобие: «Позвольте мне иметь честь пригласить вас на польку (мазурку, кадриль и т.п.)» или «Могу ли я надеяться, что вы удостоите меня вниманием танцевать с вами вальс». Дама, принимая приглашение, отвечала реверансом. Во время танца кавалер должен был следить за всеми перемещениями своей пары и за маневрами других пар, чтобы не допускать столкновение, или, не дай бог, падение дамы. По окончании танца кавалер осведомлялся у дамы, куда отвести её: в буфет или же к месту, откуда он ее пригласил.
 
Дама, отправляясь на бал, брала с собой бальную книжечку – «карне» или «агенд» – куда вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Бальные книжечки прикреплялись к поясу платья и служили подспорьем для памяти – дать обещание двум кавалерам на один танец не только считалось дурным тоном, но могло привести к дуэли между кавалерами. У дам, пользующихся популярностью, агенд был полностью расписан в течение нескольких минут. Считалось неприличным хвастаться своим агендом, особенно перед дамами, которые не пользовались вниманием мужчин.
 
Как великосветский, так и провинциальный бал в начале XIX века обладал строгой композицией, и открывался он польским полонезом. Теофиль Готье так описывал начало мероприятия: «В России балы открываются полонезом. Это не танец, а нечто вроде процессии, имеющей свой ярко выраженный колорит…». Протанцевав минут пять, пожилые особы садились играть в карты, а вместо них начинали отличаться молодые люди, которые с нетерпением ждали второго танца - вальса. Вальс, несмотря на всеобщее распространение, вплоть до конца XIX пользовался репутацией непристойного или, по крайней мере, излишне вольного танца. «Танец сей, в котором, как известно, кружатся и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности, чтобы избегать излишнего сближения, оскорбляющего приличие», ведь забота о репутации дамы всегда являлась вопросом первостепенной важности. Некоторые считали вальс настолько интимным, что не позволяли своим невестам танцевать его с другими. Вальс способствовал светской беседе и нежным объяснениям, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.

Однако не вальс знаменовал кульминацию мероприятия. С замиранием сердца девушки ждали главный танец бала - мазурку. Мазурка танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и реверансами, и даже с мужским соло. Во времена Пушкина именно в мазурке во всем блеске проявлялось мастерство бального танцора.
 
Кроме основных вышеперечисленных танцев, исполняли польку, полонез и французскую кадриль (контрданс). Мода на танцы вообще возникала и проходила очень быстро: в разные годы входили в употребление "аляг-рек", лансье, краковяк, шакон, падекатр, миньон и другие танцы, быстро потом забывавшиеся. Большинство танцев XIX в. были быстрыми или очень быстрыми, что не в последнюю очередь объяснялось переменами, происшедшими в женском костюме: отказом от жесткого давящего корсета и тяжелого каркаса для юбок (фижм). В корсетах XIX в., снабженных эластичными прокладками, легче было дышать, а легкие ткани бальных платьев позволяли делать пируэты. 

Завершал бал котильон. Это танец-игра, самый непринужденный и шаловливый. В правилах этот танец описывается так: «Там делают крест и круг и сажают даму, с торжеством подводя к ней кавалеров, но чтобы отблагодарить себя взаимно, садятся мужчины, дабы избрать себе дам, какая понравится.».
 
Гости могли уезжать когда им заблагорассудится, не акцентируя внимания на своём уходе – но в течение последующих нескольких дней приглашённый должен был нанести хозяевам благодарственный визит.
 
На протяжении XVIII-XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль, в XIX в. стали танцевать даже в деревне.
 
Узнать о том, как подбирали домашний персонал в России в прежние времена, а также об их правах и обязанностях Вы можете в статье  Прислуга на Руси
 
О современных семейных, корпоративных праздниках читайте на страницах сайта, в разделе ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКОВ И ТОРЖЕСТВ.
 
Источник:
Колесникова А. «Бал в России. XVIII – начало XIX века».